Грядущие изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве"
http://zakon.ru/Blogs/gryadushhie_izmeneniya_v_fz_ob_ispolnitelnom_proizvodstve/7088
8 июня 2013 года Правительством РФ в Государственную думу был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Этот законопроект предусматривает небольшие, но важные изменения в процедуре исполнительного производства. Остановимся на некоторых из них:
1) Теперь взыскатель может указать не только свой расчетный счет для перечисления сумм по исполнительному производству, но и установить исполнение третьему лицу, указав его расчетный счет.
2) Введена обязанность судебного пристава-исполнителя уведомлять должников о совершенных в отношении них исполнительных действиях не позднее следующего рабочего дня после их совершения. Скорее всего, это связано с желанием обеспечить интересы должников и кредиторов при обжаловании первыми исполнительных действий. Такое уведомление будет моментом отсчета сроков для обжалования действий судебного пристава-исполнителя. Должник будет уведомлен, кредитор будет уверен, что исполнительные действия сохранят свою юридическую силу по истечении установленных сроков.
3) Установлены более определенные правила извещения граждан и юридических лиц, участвующих в исполнительном производстве. Граждане извещаются по месту своего жительства или пребывания, организации – по фактическому или юридическому адресу. Данные изменения позволят приставу не зависеть от получения участником исполнительного производства того или иного документа в случае, если оно направлено в соответствии с законом. Это вписывается в общую логику изменений ГК РФ, который в статьях 20, 54 установил ответственность лиц за неуведомлении о месте их нахождения.
4) Более детально урегулировано правопреемство на стадии исполнительного производства. Теперь правопреемство может быть совершено на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Для этого правопреемнику необходимо просто предоставить правоустанавливающие документы. Позитивные изменения, которые разгрузят как судебные органы, так и разбюрократизируют процедуру правопреемства.
5) Судебный пристав-исполнитель получит право производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами. Зачет будет осуществляться на основании постановления.
6) Вносятся изменения в положения о приостановлении исполнительного производства. Теперь при банкротстве, ликвидации организации-должника не будут приостанавливаться производства по выплате вознаграждения авторам, истребованию имущества из чужого незаконного владения, возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, взыскании задолженности по текущим платежам и заработной плате.
7) Изменяется регулирование выселения должника из жилого или нежилого помещения, с земельного участка. Процедура становится более простой и понятной. Извещение, повторное извещение, выселение со всеми вещами. Как видно, без церемоний.
Предлагается увеличить исполнительский сбор до 10%.
Как видно все эти изменения направлены на упрощение исполнения судебного решения. На мой взгляд, общая тенденция положительная. Закон не должен защищать должника больше, чем кредитора. К сожалению, на сегодняшний момент ситуация именно такая.
Карточка законопроекта на сайте Государственной думы РФ:
http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=293486-6&02
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования порядка исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц)"
(далее - проект федерального закона) разработан с целью совершенствования процедуры исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в исполнительном документе указывается последнее известное место жительства или пребывания гражданина, участвующего в исполнительном производстве. Таким образом, не имеется необходимости в дублировании положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" (далее - Закон).
Проект федерального закона предусматривает закрепление детального порядка исполнения некоторых требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, при исполнении которых существует высокий риск нарушения прав и законных интересов сторон исполнительного производства и третьих лиц.
Проектом федерального закона предусматривается увеличение размера исполнительского сбора с семи до десяти процентов подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Предлагаемое изменение направлено на побуждение должника к добровольному исполнению требований исполнительного документа, поскольку увеличение размера исполнительского сбора позволит стимулировать должников, злостно уклоняющихся от исполнения требований исполнительского документа, к выполнению своих обязанностей и не позволит привести к нарушению прав добросовестных должников при наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации при наличии определенных обстоятельств имеют право отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, акта иного органа или должностного лица, а также изменить порядок и способ их исполнения.
Предлагаемый подход ориентирован на обеспечение прав взыскателей на полное и своевременное обеспечение их требований.
Проектом федерального закона предлагается исключить из части 3 статьи 12 Закона положение о направлении судебным приставом-исполнителем копий исполнительного документа (помимо постановления о возбуждении исполнительного производства).
Указанное изменение целесообразно, поскольку направление на исполнение двух документов с аналогичными требованиями приводит к необоснованным финансовым затратам, связанным с изготовлением копий исполнительных документов, и увеличению нагрузки на судебного пристава-исполнителя.
Законом установлено, что оценка имущества судебным приставом-исполнителем может быть оспорена в суде.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается дополнить часть 1 статьи 125 Закона основанием для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, если в ней оспаривается оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем или оценщиком.
Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить повышение эффективности исполнения судебных решений и решений иных органов и должностных лиц, а также защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства.