Должников хотят заставить ходить пешком
Депутаты Госдумы, ссылаясь на опыт зарубежных стран, полагают, что лишение водительских прав заставит неплательщиков массово начать погашать кредиты, долги по алиментам и коммунальным платежам. Сейчас таких нарушителей принуждают к возврату денег путем запрета на выезд за рубеж. Впрочем, многих экспертов перспектива лишения прав озадачила. Юристы отмечают, что никакой связи между вождением автомобиля и долгами нет. Заставят ли недисциплинированных заемщиков ходить пешком, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.
Задолжал денег - ходи пешком. У судебных приставов может появиться еще один способ давления на тех, кто не платит по счетам - в первую очередь это касается тех, кто избегает выплат по алиментам, кредитам и коммуналке. В Госдуме предлагают рассмотреть законопроект, который позволит отбирать у таких неплательщиков водительские удостоверения. Сборщики долгов, как и ожидалось, с одобрением встретили идею. Комментирует Директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.
"Затронет большое количество людей, которые реально задумаются об исполнении своих обязательств. Соответственно, это необычный ход. И очень правильно, что он делается не только в юридическом плане, то есть как мера реально применяемая, но и в информационном, что об этом заранее предупреждают потенциальных нарушителей, которые могут подвергнуться такого рода воздействию".
Ранее идею поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также глава думского Комитета по законодательству Владимир Плигин. У авторов законопроекта хватает сторонников, ведь сейчас у судебных приставов есть пока только один действенный способ надавить на неплательщика - это перекрыть ему выезд за рубеж. Если сумма долга более 10 тысяч то на границе гражданину могут объявить, что ему придется остаться в России, пока он не расплатится с кредиторами. Еще приставы могут изымать в счет долга имущество, и даже был опыт совместного отлова нарушителей с ГИБДД, когда водителей проверяли на долги прямо на трассе и там же производили арест автомобиля. Впрочем, розыск имущества - дело утомительное и не всегда результативное, особенно если квартиры и машины записаны на родственников. С такого должника взять нечего. А подключить систему розыска к базе данных водительских прав довольно просто: там же можно будет выставлять стоп-листы на неплательщиков и при очередной проверке на дороге водитель может узнать, что его права недействительны. Впрочем, многие не могут понять какая связь между правами и долгами. Заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин категорически отрицательно воспринял идею таким образом заставлять платить по счетам.
"Ну, давайте за неуплату каких-то долгов, каких-то обязательств запретим людям покупать мясо, помидоры или огурцы. Много чего можно придумать. И вот человек побежит оплачивать долги. Это же все находится в разных юридических плоскостях и не имеет отношения друг к другу".
Среди автолюбителей подобные меры вызвали неоднозначную реакцию. Даже те, кто не связан долговыми обязательствами, посчитали предложение отбирать права чрезмерным. Вячеслав Субботин считает, что надо не наделять приставов дополнительными полномочиями, а просто научить их пользоваться уже существующими. В нашем эфире он делился своим негативным опытом по взысканию долгов.
"Я сталкивался с этой системой. Мне нужно было, чтобы судебные приставы с должника взяли соответствующую сумму, которую присудил суд. Вы думаете, они палец о палец ударили?! Да вообще никак! И вот только когда пообещали деньги, вот тогда они вдруг решили почесаться!"
Отдельной проблемой могут стать случаи, когда вождение автомобиля является источником заработка для должника. Ведь тогда получится, что его загонят в тупик, он потеряет работу и вовсе сможет оплатить счета. За рубежом уже сталкивались с подобными историями, рассказывает Дмитрий Жданухин.
"Потому что оспаривалась конституционность такого рода дохода, ведь и погашение задолженности, работа должника могут быть связаны с вождением автомобиля, и это, по сути дела, препятствует исправлению ситуации".
Законодатели предлагают для граждан, которые зарабатывают на жизнь вождением, ввести исключение и не отбирать у них права. В целом же, несмотря на критику, у инициативы есть шансы быть принятой, полагают депутаты Госдумы, ведь "пешеходная терапия" - один из действенных способов возврата долгов. Она опробована в некоторых странах. В России перспективы применения подобного наказания обсуждают уже несколько лет, и до сих пор депутаты не решались его узаконить.