Перейти к содержимому


Фотография

Верующие

законопроект религия культура

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 841

Опрос: Внимание, вопрос: (39 пользователей проголосовало)

Ходите ли вы в церковь?

  1. Да, регулярно (1 голосов [2.56%] - Просмотр)

    Процент голосов: 2.56%

  2. Иногда (7 голосов [17.95%] - Просмотр)

    Процент голосов: 17.95%

  3. Крайне редко (22 голосов [56.41%] - Просмотр)

    Процент голосов: 56.41%

  4. Никогда (9 голосов [23.08%] - Просмотр)

    Процент голосов: 23.08%

Голосовать Гости не могут голосовать

#281 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 24 июл 2013 18:40

Православный маркетинг

kommerzia-2407_1374666514.jpg.600x450_q8
Церковная лавка
Фото: uspenskij.prihod.ru

Что такое православный маркетинг

Мы давно хотели поговорить о трудных вещах. В наше время, когда выстраиваются многотысячные очереди к мощам, массы людей едут в многокилометровые паломничества, православные паломнические службы растут как на дрожжах, а приходы и епархии аффилируются с целыми сегментами тур-индустрии, слова «маркетинг», «рынок», «потребители» все чаще звучат в связи с церковной сферой. Само слово «маркетинг», на первый взгляд, вообще плохо подходит для сферы сакрального. Мы примерно представляем себе, что в мире вокруг священных понятий и предметов тоже есть различные виды обмена и интересов, однако внутри что-то противится применению термина, который во многом определяет современную экономику, к столь важной и деликатной области, напрямую замкнутой на ценности. Это целый комплекс сюжетов, о которых трудно разговаривать: тут и соотношения сакрального с рыночным, и запрос на подвиг, и много чего… Начнем пока с православного маркетинга.

Маркетинг, на самом деле, есть и в области церкви, и в области науки, и в области семьи – то есть, в основных наших сакральных сферах. Проблема в границах. Везде, где есть движение, обусловленное сильными мотивирующими стимулами, появляется интерес к этим стимулам и управлению ими. Ведь структура запросов и интересов людей, вовлеченных в отношения с сакральными институтами, вполне подвержена структурному анализу и никоим образом не предстает сама по себе как нечто неприкосновенное и сакральное. Причастность к истине, причастность к вечным ценностям сами по себе суть также интерес, который может быть выше, ниже и который можно возбуждать и регулировать при помощи рыночных механизмов. И люди будут менять жизнь, вкладывать свое время, деньги и энергию, строить связи.

Причастность как товар

Определим предмет интереса и товар, который этот интерес может покрывать. Для начала ограничимся церковью, ибо и семья, и наука как институты требуют отдельного разговора. Церковь как институт предлагает свои услуги для связи с Богом, для оценки утверждения относительно истины, для возможности очистительной или умилостивительной жертвы, для психологического комфорта и демпфинга и, наконец, для возможности самого разного подвижничества, о чем мы поговорим отдельно. Для реализации этого предложения существует особая архаическая сервисная прослойка, священники, которые должны не только исполнять службу, но и развивать клиентскую базу, и совершенствовать оказание услуги.

kreshenie-2407.jpg
Обряд крещения

Оскорбляет ли верующих эта маркетизация их пространства? В принципе нет, ибо они к ней привыкли и считают ее вполне уместной и допустимой, наподобие свечного ящика, где продают свечи, книги и крестики, иконной лавки, платы за требы (крещение, отпевание, венчание) и других областей, где обменные отношения с участием универсального регулятора (т.е. денег) фиксируют символические действия. Фактом их продажи церковь и народ оформляют свои отношения, как отчасти экономические. Вот, например требы: когда венчают, крестят, отпевают – всегда присутствуют экономические аспекты: плата за погребальные обряжения, плата за венчальные свечи, за крестильные рубахи и т. д.

Конечно, есть и контрдискурс – назовем его условно «протестантским», который пытается оспорить эти обменные отношения как «нечестивые» и неправомерные, противопоставляя их идеалу полного абстрагирования от рыночных механизмов и едва ли не апостольского отказа от товарно-денежных отношений. «Даром получили – даром подавайте», дескать. Но у нас так не получается. Потому что этот способ вычесть рынок из сакрального построен не на архаической подкладке, а на рациональной схеме «возврата к исходной простоте». А у нас архаическая подкладка так просто не вытаскивается.

В Россию приехал Андреевский Крест, ранее Пояс Богородицы, еще ранее – глава Алексия Человека Божия, были у нас в гостях и афонские святыни. Светский человек смотрит на это со смешанным чувством раздражения и непонимания. На уровне интуиции не выстраивается граница, кажется, что «продают святыню», хотя это не так. Церковь как архаический институт имеет особую задачу – контакт людей с абсолютом, с Богом. Она соотносит эту задачу с предметами в своем распоряжении. Предметы эти (символические посредники) появляются как предложение и как услуга, а это уже рынок.

Регуляторы православного маркетинга

Чтобы понять, как устроен православный маркетинг, надо помнить, что предметом является не святыня как таковая, а ее символическое (или «магическое») отражение в общественной жизни. Духи денег не берут, но архаический волхв или шаман торгуется и берет. Опредмечивая связь со святыней, делая ее предметом дачи и стремления, сакральное «проносится» через символ, становясь неизбежно частью мира и предметом экономики. Участие в символическом и символы причастности – предметы рынка и актуализация практики.

Работа с интересами и запросами людей к сакральному – предмет т. н. «развивающего» маркетинга, который в согласии с инициатическим характером христианства, создает предпосылки восхождения на новую стадию посвящения. Учитывать, использовать и развивать интересы людей – дело вполне нужное и полезное. При этом надо четко держать границы. Товар – символическая причастность, потребитель – инициируемый, а вот эквивалент – не всегда деньги. Самым главным эквивалентом служат (а) социальные связи, возникающие в процессе групповой причаствуемости и (б) изменение жизни людей.

Иллюстрацией может послужить такая история. Один сельский поп сильно горевал – народ в церковь не ходит, мужики пьют по домам, а бабы за ними с батогом бегают или от батога. Кто как. Вечером под праздник в храме три старушки. Поп прикинул да смекнул, в чем тут запрос. Заказал огромную икону «Неупиваемая Чаша». Икона Богородицы, «Чаша» эта никакого отношения к алкогольной чаше не имеет. Но народ повалил в храм. Бабы потащили мужиков – авось протрезвеют. И кое-кто и правда бросил бухать, стал в церковь ходить, Богу молиться и хозяйство строить. Можно сказать, что это магизм. И это будет отчасти правдою, но это «магизм» не нарушает границ, и в этом смысле учет желания людей и использование его оказываются не нарушением сакрального, не десакрализацией, а нормальным православным маркетингом.

В таком маркетинге есть, конечно, и свой треш, он называется на языке маркетинга «кулхантинг». Это когда со стороны предложения проводится поиск наиболее прямого спроса, наиболее «крутых» (cool) способов предложения. Это и есть попытки сделать микс из православия и рок-музыки, проводить «Православные FAQ» и освящать ядерные ракеты (точки силы). Но такой кулхантинг – не есть хороший православный маркетинг. Это любительство.

Ранее в связи с тотемизацией и магией мы объяснили, как работают сакральные объекты в социуме – они выполняют собирающую и регулирующую задачу. Становясь частью социального пространства, духовные запросы людей, их желание причастности и подвига становятся предметом особого рынка и, естественно, особого маркетинга. И Крест, и Пояс, и очереди к ним описываются в терминах этого православного маркетинга. Существует и католический маркетинг, и даже исламский. Достаточно посмотреть на организацию паломничеств в Рим или Компостелу или на организацию мекканского хаджа. Наш православный маркетинг нагружен еще социально и политически. Это происходит от того, что у нас границы не проведены четко, и церковь слеплена с политикой и с другими социальными институтами. Но такое у нас византийское наследство. Мы видим противоречие в маркетинговой оценке православных практик именно от того, что в теории это разлеплено, а в жизни – слеплено.

 

Отсюда


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#282 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 24 июл 2013 19:21


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#283 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 25 июл 2013 14:10

В разговорах о правосудии - суд. процесс по Алехиной.


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#284 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 26 июл 2013 11:36


Святая Русь и евангельская Европа

970526.jpg?1374823508

Иллюстрация: Лев Соловьев. Монахи. Не туда заехали

 

 

В качестве главной темы 1025-летия крещения Руси патриарх Кирилл, кажется, выбрал наши отличия от Европы по вопросу о гей-браках и вообще. В словах патриарха Кирилла о гей-браках – «необходимо делать все, чтобы не допустить утверждение греха на пространствах святой Руси», – однако содержится заведомо ложное утверждение, которое делает все рассуждение ничтожным. Русь пока еще никто не канонизировал. Вообще христианство не знает практики канонизации целых стран и народов. Если бы вдруг (что, впрочем, немыслимо) такая практика и возникла – Русь точно была бы не на первом месте в списке. И главное, вряд ли Русь вообще прошла бы любую честную комиссию по канонизации – по причине чрезвычайной распространенности всех остальных грехов, кроме, пожалуй, гей-браков.

 

В самом деле, кто и когда объявил Русь святой? Где акты на этот счет какого-нибудь вселенского собора? Да хоть бы и поместного. Где хотя бы частные мнения отцов церкви? Смотрим историю словоупотребления и видим: а это Русь сама себя так назвала. Устами патриотически настроенных ораторов Средневековья и публицистов нового времени. Отличный ведь путь к святости: завтра назову-ка себя святым, и придите научитесь у меня все языцы. Удобно и не хлопотно. Самозваный святой – достойное амплуа для христианина.

 

Из иностранцев же термином пользовался, трудясь в России, Максим Грек, но его тут объявили в ереси и шпионстве на турецкого султана. Канонизирован в перестройку. 

Всем пример

 

Можно, конечно, сказать, что святая Русь – это потому, что она хочет быть святой. Это, как говорили немецкие философы, – не данность, а заданность. Или, как еще Владимир Соловьев заметил, Англия охотно величает себя «старой», Германия – «ученой», Франция – «прекрасной», Испания – «благородной», а Русь – «святой». В общем, гишпанским языком – с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично. Но с богом, отвечают нам, теперь прилично только по-русски. Носители гишпанского и прочих забыли, что такое подлинно христианские ценности, а мы их одни за всех тут отстаиваем. Хотя для человека, который хочет стать святым, заявлять: «Разойдись, я, конечно, грешник, но среди вас всех все равно самый безгрешный, лучше всех заповеди храню» – несколько странный образ мыслей.

 

Опять же пройдемся по заповедям. По «не убий» мы – на девятом месте в мире с конца, то есть в первой десятке по «убий», – это если брать общее число. А если – на душу населения, то, конечно, получше, но все равно – позади любой страны Европы, которая погрязла в гей-браках. Это, не считая абортов и самоубийств, по которым мы первые и десятые в мире соответственно, опять же впереди погрязшей Европы. Про «не укради» – это мы сами все знаем, хотя индекс восприятия коррупции и субъективен, но и без индекса берем, что плохо лежит. Про «не пожелай осла и вола ближнего своего» – это мы на третьем в мире месте по угону, если грузовые засчитывать за вола, а легковые – за осла. По разводам мы тоже первые, но тут даже статистику приводить не нужно, всех затмил президент. Правда, это, кажется, лучшее, что он сделал за последний год. Насчет «помни день субботний» – у нас более-менее регулярно помнят 5% населения, а в бездуховной Европе – около 15%. Тут визуально ведь трудно сравнить: у нас в храме одна литургия в день, ну в приделе еще одна, а там ведь – конвейер. С «возлюби ближнего как самого себя», или хотя бы не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, – с этим мы и так знаем, как у нас обстоит. Как любим друг друга на дороге, например.

Если же святость святой Руси заключается в том, что светские власти гомосексуалистов в ЗАГСах не регистрируют, то на такую святость ведь много, кроме нас, претендентов: святая Уганда, святая Гана, святой Камерун, святой преподобный Египет. Стран и народов, отстаивающих указанным способом подлинно христианские ценности, тьма: такая толкотня может начаться.

 

Себя высекла

 

Откуда же взялась эта самозваная претензия? Во-первых – XV век, когда мы вдруг остались единственной православной страной, не занятой магометанами. То есть до этого мы были ими заняты, но к моменту, когда заняли других, частично уже освободились. Они рухнули, а мы стоим, их бог наказывает, а нас нет, – значит, святые. Католики вообще не считаются, этих бог так давно наказал, что вообще непонятно, зачем живут, крестятся, венчаются: все равно ведь не спасутся. Так что они не в счет. Так вам и сейчас в любом приходе на святой Руси объяснят, а в XV веке – и подавно. 

 

Второе, на чем держится эта претензия, – это на страданиях, на крови новомучеников. На русской, так сказать, голгофе, несомненно, имевшей место. Только раз есть русская голгофа, есть ведь и русский Иуда, и русский Пилат, и русские воины-бичеватели, и русские первосвященники, и отечественный суд синедриона, и отечественная толпа, кричавшая: «Распни!» Насчет толпы – даже фотографий множество сохранилось. Понятно, что тут и Троцкий с латышскими стрелками, но в таких масштабах, если и всю Латвию поголовно под ружье поставить, – не хватит.

В общем, святая Русь – это такая Афродита Милосская, которая сама себя высекла из куска мрамора, а потом себе же руки и отрубила.

 

То есть мы святые потому, что хорошо помучили сами себя. До 1917 года всем торжественно сообщали, что мы живем в святой Руси с божьим народом, равномерно распределенным по всей территории. А потом вдруг немалая часть этого божьего народа порушила храмы и постреляла священников. Конечно, божественный замысел на нашу святость может проявиться в чем угодно, в том числе и в страданиях. Но тогда он и в гей-браках может проявиться. Сказано же Исайи богом: «Мои мысли не ваши мысли». А мы так думаем: наши, чьи же еще. Какие у нас, такие и у бога должны быть, а иначе, зачем нам такой бог?

Если посмотреть, какие страны высказывают претензию на особую духовность, то это обычно те, которые подотстали от своего окружения экономически и вообще цивилизационно – по части, допустим, достоинства гражданина, всяких его прав и свобод. Сейчас это, например, кроме нас, Иран, ну и в целом исламский мир. А лет 100–150 назад в Европе Германия отстала от конкурентов Англии и Франции, и пошли разговоры: у этих – холодный галльский ум, английский меркантилизм, служба золотому тельцу на фабриках, а у нас – чистый германский дух, здоровый крестьянин, волшебный рог мальчика и философия. Философия с музыкой действительно удались, но в остальном долго пришлось помучиться.

Европа как церковь: разлитое христианство

 

А теперь у нас говорят: вся их Европа – выродившаяся и бездуховная, потому что у нас храмы полны, не протолкнуться, к Андреевскому кресту народ от Крымского моста стоит, а там в храмах пустота. И у нас службы длинные, а там короткие, у нас стоять надо, а там неаскетически сидят. В общем, чистенько, но бездуховненько.

 

Только чего добивался Христос – чтоб люди знали православный молитвослов и в храмах толпились или чтоб относились друг к другу по человечески, видели в другом его самого, то есть образ божий? Христианская цивилизация – это когда много церквей, набитых народом, или когда люди не делают другому то, чего не хотели бы для себя?

 

У Тарковского в «Рублеве» – главный соперник Рублева, иконописец Кирилл, сперва, обидевшись, ушел, а потом вернулся в монастырь. «Плохо, – говорит, – в миру». Ну так, может, церкви-то у нас полны, потому что в миру плохо. Снаружи – злоба, предательство, тьма, мрак, орда. А внутри – золото, свечи, книги, музыка, лики праведных. Крест опять же. И даже люди иногда добреют. 

Церкви в Европе пустые, может, не потому, что у людей там ничего святого, а потому, что не надо бежать в них спасаться от мира. Святое, христианское они равномерно разлили, разбрызгали по всей своей цивилизации, пропитали им все. Европа сейчас – это мир разлитого по всей жизни, растворенного в жизни христианства. Евангельскими ценностями прошита правовая и бытовая культура. Европа, собственно, сейчас – вся церковь и есть.

 

Возьмем крайний случай – с Брейвиком. Да, норвежские церкви пусты, пустее прочих европейских, а гнида Брейвик сидит в двухкомнатной камере с телевизором и тренажером, книжки читает. Так ведь только святое общество, страна-церковь может своего убийцу посадить в камеру с тренажером. В нашем, более духовном, он бы сел так, что пожалел бы, что не умер. А самые духовные из нас, конечно, потребовали его бы немедленно прилюдно казнить. В странах, где в храмах народу каждую пятницу больше, чем у нас на пасху, так и казнили бы давно. И только в США цивилизованно 20 лет поизводили бы апелляциями. А у этих – максимально 21 год с тренажером. 

Не потому ведь, что норвежцы не чувствуют, что Брейвик сделал зло. А потому, что они чувствуют, что не стоит отвечать на зло злом. Это ж какую аскезу надо пройти! Гуляя по немецким лесам, заметил, что незнакомые люди, сойдясь на тропинке, друг с другом здороваются. А у нас проходят мимо, глаза в сторону отведя: ты меня не видишь, я – тебя, вот и замаскировались. А про себя думают: «Не маньяк ли?» Так где христианство-то? А ведь сколько езжу по европейским странам, читаю на разных языках, никогда не встречал выражения Sancta Norvegia, или Sancta Italia, или Agia Ellada. 

 

Я знаю, как будет проходить первичный отбор после всеобщего воскресения мертвых. Каждый поедет на небо в лифте с персональным ангелом. И кто, войдя в лифт, поздоровается, тот поедет дальше в жизнь будущего века. А кто нет – останется во тьме внешней. Друзья, здоровайтесь хотя бы в лифте. Вдруг вы уже умерли, и это рядом с вами ваш ангел.

 

Отсюда


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#285 Не в сети   Варфоломей

Варфоломей

    Председатель

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 10 968 Сообщений:
  • ГородТатуин

Написал 28 июл 2013 13:45

971345.jpg?1374857609


Тиха варфоломеевская ночь...

#286 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 29 июл 2013 19:35

Зураб Церетели создал самую высокую скульптуру Иисуса Христа в Европе
 

Скульптор Зураб Церетели отлил статую Иисуса Христа, которая может стать самой высокой в Европе. В Санкт-Петербурге на заводе «Монументскульптура» отлита в бронзе статуя Христа высотой 33 м — по числу лет земной жизни Иисуса. Ее пьедестал с бронзовыми рельефами — еще 50 м. Таким образом, общая высота скульптуры составит 83 м, передает «Интерфакс» слова господина Церетели. Он напомнил, что скульптура будет на 5 м выше статуи Христа в Лиссабоне, которая сейчас считается самой высокой в Европе. Португальцы называют свой монумент Христос Царь, пояснил скульптор.


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#287 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 31 июл 2013 01:31

Неуслышанная молитва
Фильм о Pussy Riot пока не торопятся показывать в столице
 
Фильм «Pussy Riot: панк-молебен» был показан на Одесском международном кинофестивале. Москва картиной не заинтересовалась.
 
207880418.jpg
Акция группы 21 февраля 2012 года в Храме Христа Спасителя
 
Документальная лента — первое серьезное исследование феномена, расколовшего наше общество. Премьера состоялась в начале зимы на фестивале авангардного кино в Санденсе (специальный приз жюри  за лучший документальный фильм на международную тему). Затем фильм Максима Поздоровкина и Майкла Лернера был показан в Каннах. Логично было бы предположить, что теперь очередь за Москвой. Перспективы, однако, туманны: правда, фильм пока еще можно найти в Сети. В свое время ни картина о таинственной смерти Литвиненко, ни венгерский «Клип» о так называемой «бездуховности» современной молодежи так и не получили широкого проката на наших просторах. Не говоря же о широкой демонстрации картины о гибели Анны Политковской, премьера которой несколько лет назад состоялась в Берлине — да и то из-за давления Кремля показ перенесли подальше от фестивального центра на Постдамерплатц (Меркель тогда пошла навстречу Путину).
 
Скорее всего фильм о Pussy Riot ожидает та же участь; тем паче что «широкие массы» отнюдь не жаждут увидеть повесть о мытарствах трех девчонок, осмелившихся поднять свой голос против сращения Церкви и государства, наступающего мракобесия и обскурантизма.
 
Честное признание
 
1374078347_3576.jpg Режиссеры фильма Максим Поздоровкин (справа) и Майкл Лернер (слева) на конференции 16 июля
Любопытно, что реакция украинских журналистов всерьез озадачила Максима Поздоровкина, никак не ожидавшего, что «зрители начнут высказываться против девушек, осуждать их поведение». Более всего его поразило недовольство журналистов тем, что картину финансировала Англия (а кто должен был — наш Минкульт? Или, возможно, Кремль?) Имея опыт жизни в Америке, Поздоровкин, специалист по авангарду и панк-культуре, по-видимому, отвык от наших реалий.
 
Впрочем, он, возможно, надеялся, что украинцы более свободны, нежели мы, а образ опасного соседа, граничащего с Украиной, в этой картине довольно выразительный, подействует на эту аудиторию куда сильнее, чем, скажем, на аудиторию «Уралвагонзавода». Тщетно: не запомнилось ни одного вопроса по существу к авторам фильма, более того, в устах совсем юных «акул пера» прозвучало мещанское негодование по поводу «безобразий», учиненных Pussy Riot.
 
Кстати, в фильме – сделанном крепкой рукой профессиональных документалистов (правда, безо всякого изящества, слегка тяжеловесно) – сняты родители девочек, на чьих исповедальных историях, как на костяке, отчасти держится фильм. Родители  – интеллигенты семидесятых, значительно менее склонные к романтике, чем шестидесятники, а это важный момент в понимании характеров девушек. Так вот, отец Нади Толоконниковой, честно признавшись, что смотреть на акцию в Биологическом музее ему тяжело, признаёт, что это, как ни крути, все же искусство, продуманная акция — афронт ханжеству и прессингу, которые испытывает женщина в нашем обществе. «Я бы хотел, разумеется, чтобы в этой акции участвовала не моя дочь, по понятным причинам мне неприятно на это смотреть», - говорит он задумчиво, глядя в камеру…  Но, продолжает он, придется признать, что у дочери своя жизнь.
 
Пример исключительно для сравнения. Для такого признания требуется немалое мужество — поболее, нежели у поборников нравственности, все мучающихся сложной дилеммой: справедлив ли приговор властей? Адекватно ли наказание преступлению? Два года лагерей? Мало это или много?
 
Противостояние 
 
Снятый в зале суда (использованы материалы РИА «Новости»), фильм во многом построен на противопоставлении того месседжа, который шлют нам  девушки, и ханжеской морали, будто не замечающей того распада, в котором пребывает сейчас Россия. Эдакий монтаж аттракционов, диалог зрячего со слепым, аристократа духа с рабом (нечто подобное автору довелось в свое время наблюдать на лекции Мераба Мамардашвили для комсомольских работников).
 
Майкла Лернера, режиссера фильма, поразило именно это: стилистические разногласия. Вдохновило же то, что девушки при этом – плоть от плоти этой страны: притом что страшно далеки они от народа. На этом столкновении — живого и мертвого, свободного и скованного, общеупотребительного и личного — и держится эта картина. И вот еще что, в своем роде удивительное, высветила картина: человеческую, гражданскую, интеллектуальную зрелость совсем еще юных подсудимых. Это не демонстративное мужество самоубийц, а позиция взвешенная, выстраданная. То, что говорят на суде  Толоконникова, Алехина, Самуцевич, – впору диссиденту со стажем, имеющему опыт лагерей и ссылок, человеку, выпестовавшему и выстрадавшему свое кредо.
 
Как сказал один украинский киновед, интеллектуал, повидавший виды (в том числе в период давления КГБ на украинских «националистов»), власть в России стремительно глупеет, обнаруживая свое бессилие перед детьми. Власть, добавлю от себя, таким образом, сама страдает неизлечимым инфантилизмом…
 
Не говоря уже об иных вопиющих несоответствиях: судья, многоопытная матрона, в матери им годящаяся, мало того что ведет процесс с нарушениями, но и проигрывает им чисто личностно, интеллектуально – то есть опять же  стилистически, в широком смысле этого слова. О гражданской позиции тех, кто соглашается вести постановочные процессы, говорить не приходится. 
 
Единственная претензия к этой картине – он ничего не рассказывает о тех реальных мучениях, которые испытали и продолжают испытывать девочки. Вечный недосып, отказ в УДО, натравливание уголовниц – остаются за кадром.
 
Не объясняют авторы и смысл акции в Биологическом музее, предоставляя нашему косному зрителю, не поднаторевшему в такого рода зрелищах, самому решать, порно это или все же концептуальный перформанс.
 
Взбаламученная страна
 
Майкл Лернер, не имеющий опыта жизни в тоталитарных странах, до этого снимавший фильм о панк-роке, поп-культуре и прочих явлениях «чистого искусства», сказал автору после просмотра, что просто сражен этой историей: абсолютно, по его словам, «сюрреалистической». Это повесть о том, как панк-акция подняла на поверхность, взбаламутила такие важные для России, да и не только для нее, глубинные темы, как отношения государства и религии, равноправие полов, природа свободы…
 
«И конечно, — сказал Майк, улыбнувшись, — этот скандал выявил самую важную для меня вещь: непреходящую силу панк-рока…» 
 
Возможно, большое и вправду лучше видится на расстоянье… 
 

Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#288 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 02 авг 2013 13:21

С ворот храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Дудачкино Волховского района Ленинградской области демонтирована табличка с высказыванием, внесенным в список экстремистских материалов, сообщается на сайте областной прокуратуры.

О демонтаже вывески стало известно после того, как Волховская городская прокуратура провела проверку исполнения своего решения о снятии вывески. Решение было вынесено судом еще в феврале 2013 года, однако настоятель храма демонтаж таблички с экстремистским высказыванием не произвел. В итоге решение суда о снятии таблички было исполнено принудительно.

По данным издания Neva24, на воротах церкви были расположены две металлические таблички. На одной из них приводилось высказывание Ивана Грозного «Служить Богу и уничтожать врагов России», на другой — лозунг «Православие или смерть!». Ранее этот лозунг был признан по решению суда в Москве экстремистским и внесен в Федеральный список экстремистских материалов.

Настоятель храма отец Александр Сухов утверждал, что вывеска не несет никакого негативного смысла и означает, что православие является спасительной верой, а ее отсутствие вызывает духовную смерть.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Дудачкино входит в епархию Русской Православной церкви за границей, хотя долгое время состояла в Московской епархии. В январе 2013 года в помещении храма произошел пожар, который в РПЦЗ связывали с конфликтом между настоятелем храма и Московской епархией.

 

http://lenta.ru/news/2013/08/02/temple/


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#289 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 02 авг 2013 14:12

— В своей статье вы называете сектантами не всех православных, а именно «советских православных». Это какая-то особая категория?

— Все верно, моя основная претензия как раз не в том, что православные, а в том, что советские. Кто сейчас называет себя православными? Бывшие комсомолки в красных косынках — это сегодняшние бабушки, которые ходят в храмы. Бывшие комсомольцы теперь маршируют с бородами и хоругвями. Все это напоминает мне момент из «Кавказской пленницы», где герой Никулина загоняет баранов в ворота. Сказали «Бога нет» — будем рушить церкви. Сказали «мы ошиблись, Бог на самом деле есть» — выстроились в очередь к храму. При этом никаких основных христианских ценностей, таких как любовь к ближнему и умение прощать, «советские» не разделяют. Ведь всех нас воспитывали на призывах к борьбе и всеобщей ненависти. Ненависть и сейчас бьет ключом, а нам только показывают, куда ее направлять.

Читать полностью


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#290 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 06 авг 2013 10:08

Кто такой христианин? В первую очередь – тот, кто поступает или, по крайней мере, пытается поступать так, как жил, как учил, как умирал, как воскресал Христос.

Кто-то из действующих священников в РПЦ МП говорит вслух о нарушениях канонического права священноначалием? О рейдерских захватах детских больниц монастырями? О антихристианских высказываниях спикеров РПЦ? Об хулиганских выходках молодых «православных активистов»? Кто-то высказался против новых «чудесных» законов «народных избранников»? Кто набрался мужества и произнес: «Долой гомофобию и национализм»? Кто заступился против бесчеловечного отношения к мигрантам, которых гнобят в концентрационных лагерях? Кто возвысил голос в защиту «узников Болотной», сельского учителя Ильи Фарбера, Маши Алехиной и Нади Толоконниковой? Какая ваша миссия, господа «духовные учителя»?

Полностью


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#291 Не в сети   Варфоломей

Варфоломей

    Председатель

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 10 968 Сообщений:
  • ГородТатуин

Написал 06 авг 2013 23:54

На разбившую икону женщину завели уголовное дело.

pic_748c76d76c2585c8e3c03dd7e8b3f0b1.jpg

 

 

В отношении женщины, разбившей икону в одном из московских храмов, 6 августа было возбуждено уголовное дело. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на столичное ГУ МВД России.

 

По данным «Интерфакса», дело было возбуждено по первой части статьи 213 УК РФ («хулиганство»), предусматривающей наказание до пяти лет лишения свободы.

 

30-летняя жительница Брянской области была задержана накануне в храме на Большой Никитской улице. Ранее в полицию поступило сообщение о том, что женщина «ведет себя агрессивно и выражается нецензурной бранью».

 

В полиции сообщили, что около 18:30 женщина «из хулиганских побуждений» разбила в храме икону. Стоимость иконы в правоохранительных органах оценили в один миллион рублей.

 

На улице Большая Никитская располагаются несколько храмов: университетский храм святой мученицы Татианы, «Малое Вознесение», «Большое Вознесение», а также церковь преподобного Феодора Студита. В каком из них произошел инцидент, в полиции не уточнили, однако, по данным газеты «Московский комсомолец», речь идет о храме Феодора Студита. Издание пишет, что женщина вошла в церковь во время вечерней службы и начала кричать, что «православие несет зло», а церковь «отнимает у людей деньги», а затем разбила икону Иоанна Крестителя.

 

Выступления против Русской православной церкви в различных формах участились на фоне судебного процесса по делу группы Pussy Riot, две участницы которой были приговорены в 2012 году к двум годам колонии за так называемый «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, а также обсуждения закона, вводящего уголовную ответственность за «оскорбление чувств верующих». Закон вступил в силу 1 июля.http://lenta.ru/


Тиха варфоломеевская ночь...

#292 Не в сети   Варфоломей

Варфоломей

    Председатель

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 10 968 Сообщений:
  • ГородТатуин

Написал 07 авг 2013 16:55

"Атака на РПЦ и Патриарха имеет черты спланированной кампании"

257565.jpeg

Резонанс, который получила выходка группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, все больше обретает черты спланированной

информационной кампании. Под удар попала не только Русская православная церковь, но и ее Предстоятель Патриарх Кирилл. Об этом говорят политологи и общественные деятели, не исключая, что имеет место акция, направляемая и спонсируемая из-за рубежа. В этой связи вспоминают, в том числе, и скандальные письма Бориса Березовского Патриарху Кириллу, появившиеся незадолго до президентских выборов.

Патриарх Кирилл находится сейчас под информационным огнём, - говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Дело в том, что политическая эмиграция - часть бывших крупных собственников, считающих свою деятельность не совместимой с деятельностью нынешнего Кремля и являющихся в силу этого его ярыми оппонентами, - ищет методику воздействия на Владимира Путина, избранного президентом РФ. Для этого используются все способы, доступные политэмигрантам. В том числе, разыгрывается и карта Русской православной церкви, то есть попытка воздействовать на него по этому каналу".

 

Впрочем, по мнению политолога, это ошибочный путь. Невозможно воздействовать на Патриарха, одновременно очерняя его имя и обращаясь к нему с какими-то посланиями. "Мне кажется, что такая форма взаимодействия для Предстоятеля РПЦ оскорбительна и поэтому заранее обречена на неуспех", - считает Мухин.

"На мой взгляд, эти нападки на Патриарха Кирилла и на Русскую Православную церковь в последнее время явно выглядят как не случайные отдельные выступления, а как кем-то синхронизированная и целенаправленная кампания, - согласен заведующего кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. - Дело в том, что когда такие вещи совершаются в стране, где православная церковь является одним из наиболее фундаментальных общественных институтов, невольно задумываешься над тем, кто это делает, почему и по какой причине"

По мнению Полякова, убедительная версия состоит с том, что "нынешние нападки на Кирилла - месть ему за то, что он занял четкую и ясную позицию в период президентских выборов, когда он отверг провокационное письмо Бориса Березовского, который предлагал ему взять власть из рук Путина и передать ее какому-то условному "народу"...".

 

"Как результат, Кирилл не поддался на провокацию, теперь на него обрушивается месть по известному сценарию - клевета, провокации, ложь, попытки представить Патриарха и всю православную церковь в виде каких-то стяжателей, мракобесов, людей, уничтожающих человеческое достоинство и так далее, и тому подобное", - отмечает политолог.

 

"Так что эта безумная история с Pussy Riot в храме, эта нелепая история с миллионными квартирами Патриарха - все это идет из одного источника. Это попытка дискредитации Русской православной церкви как одного из важнейших общественных институтов, который обеспечивает мир, согласие и гарантирует развитие в будущем", - считает Леонид Поляков.

 

В свою очередь президент редакции газеты "Известия", член Общественной палаты РФ Владимир Мамонтов также соглашается, что на данный момент имеет место спланированная акция по очернению РПЦ. "Действительно, это информационная кампания против православной церкви", - сказал он вбеседе с корреспондентом "Правды.Ру"

Президент редакции газеты "Известия" отметил, что в самой этой ситуации существует несколько слоев. Один из которых - "раз уже идет информационная война... Патриарха нужно было лучше защищать и быстрее это делать". "Что касается этой истории с квартирой, - говорит Мамонтов. - От этой истории, как мне кажется, нужно было просто сразу дистанцироваться. Сказать правду, как оно все было. То, что, собственно, и сделано сейчас, но с опозданием. Когда скандал уже раскручен, и приходится "Правде.Ру" и правде в широком смысле слова пробиваться через нагороженный частокол сомнений, глупостей, зловредных утверждений, прямых провокаций и всего остального. Ну конечно правда постепенно сначала просочится, затем проделает ходы, а потом и победит. Желательно, при нашей жизни."

 

Что касается политической составляющей кампании, то, как отметил Мамонтов, "ситуация тесно связана с общим положением на политическом поле в стране". "В последнее время были... разные суждения о будущем России, и разные люди высказывали разные точки зрения о том, куда нам двигаться и как двигаться. Наконец, мы стали свидетелями достаточно напряженной истории с президентскими выборами. И я думаю, что эта история с наездом, есть такое современное слово - "наезд", так вот именно с наездом на православную церковь, - связана в значительной степени с попыткой дискредитировать и ослабить то направление в политической жизни страны, которое связано с суверенитетом России, с самобытностью страны. С попыткой сохранить в достаточно сложной внешнеполитической ситуации Россию как политического игрока, а народ России - как самостоятельную геополитическую, цивилизационную единицу"

Наконец в том, что касается личного отношения ко всему происходящему, член ОП РФ отметил: "Наверное, даже Святейшего Патриарха можно критиковать, и найти за что. Но всегда нужно смотреть, кто это делает, с какой целью и что за этим стоит... Когда я знаю, что в составе этой "волшебной" группы во-первых, все те же люди, которые сначала бузили в Химкинском лесу, потом на тех или иных площадях... И все это из одного котла вываливается, хорошим или плохим режиссером ставится, просчитывается произведенный эффект... Если это и бунт... то он абсолютно технологичный, сначала он созревает в голове политтехнолога, а потом выплескивается... Когда понимаешь, что сначала их подготовили, они подготовились, прессу позвали, причем - соответствующую прессу, которая прибежала немедля, кинулась снимать, показывать, писать... А потом они еще и радостно ощущают себя едва ли не жертвой режима, репрессий невероятных... Это парадоксальная вещь! Скоро у нас эти мерзкие девки, которых мне искренне жаль, потому, что они храм, безусловно, оскверняют, но они в первую очередь себя оскверняют, и уже давно осквернили... вот эти мерзкие девки у нас скоро в некоторых незрелых умах едва ли не сравняются с сакральной жертвой

И когда я понимаю, что все эти разговоры о христианском милосердии - это просто цинично выстроенная информационная политика, и все это "милосердие" находится строго в рамках информационной войны, мне такого "милосердия" не надо. Не хочу я такого "милосердия". "Милосердие", которое исходит из политтехнологической задачи, я готов приравнять к гораздо менее благозвучным вещам", - заявил Владимир Мамонтов.http://www.pravda.ru/


Тиха варфоломеевская ночь...

#293 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 11 авг 2013 10:02

Чаплин считает, что экономика нуждается в православии

11.08.2013, 09:51 | «Газета.Ru» 

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что экономика должна базироваться на православии, передает«Интерфакс».

По словам протоиерея, «нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности и и самоограничения в стяжании земных благ».

Чаплин считает, что необходимо изложить подобную систему в категориях экономической науки, а затем и перейти к ее использованию.

   

Тут без них как, в самом деле?


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#294 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 12 авг 2013 17:46

Судья в США запретила назвать ребенка Мессией
pic_766161d4e33bee501c46f5175fca829a.jpg
Martin DeShawn McCullough
Фото: Heidi Wigdahl / AP

В городе Ньюпорт (штат Теннесси) судья запретила родителям назвать своего семимесячного сына Мессией. Об этом сообщает телеканал WBIR.

 

Судья объявила, что мессией был только один человек — Иисус Христос. Она также отметила, что имя лучше сменить ради самого ребенка, поскольку ему предстоит жить в стране, где много христиан. В свидетельстве о рождении судья предложила указать имя Мартин.

Мать ребенка пообещала обжаловать решение судьи. «Каждый верит в то, во что хочет. И мне кажется, я могу называть своих детей, как мне хочется», — заявила она. Женщина пояснила, что назвала сына Мессией, поскольку ей нравится, как это имя звучит. Двух других ее сыновей зовут Мика и Мэйсон.

 

Как отмечает WBIR, судья обратила внимание на имя младенца после того, как его мать и отец сами обратились в суд — родители собирались решить спор о том, какую фамилию должен носить их сын.

По данным американской социальной службы, Мессия входит в пятерку имен, популярность которых растет в последние годы.

 

Отсюда


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#295 Не в сети   Эльжбета

Эльжбета

    Продвинутый пользователь

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 5 550 Сообщений:
  • ГородСанкт-Петербург

Написал 12 авг 2013 20:50

Чаплин считает, что экономика нуждается в православии

....Тут без них как, в самом деле?

Конечно, без них никак. Они церковную  десятину собирать будут, этим же святошам денег всё мало. И будут давать характеристики устраивающимся на производство рабочим, как в дореволюционные времена. Только православнутые придурки вспомнить не хотят, как от их приходских характеристик рабочие бежали в революционные организации.


еня называют феминисткой всякий раз, когда я не позволяю вытирать о себя ноги."  Ребекка Уэст.


#296 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 13 авг 2013 18:45

Госдума осенью рассмотрит законопроект об уточнении порядка проведения публичных богослужений

 

Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций в осеннюю сессию планирует подготовить к первому чтению законопроект "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", уточняющий порядок проведения публичных богослужений, религиозных обрядов и церемоний. Об этом сообщает пресс-служба палаты.


Согласно законопроекту религиозные организации смогут без предварительного уведомления региональных органов власти и органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях и помещениях, специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных таким организациям во временное пользование или аренду.

Кроме того, религиозные собрания и обряды можно будет также без предварительного согласования с властями проводить на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права.

Во всех других случаях публичные богослужения и религиозные собрания, требующие мер безопасности и поддержания общественного порядка, должны будут проводиться по тем же правилам, что и митинги, шествия и демонстрации.

 

Источник: ИА "ГАРАНТ"


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#297 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 16 авг 2013 00:24

Свобода слова vs. свобода религии: богохульство в практике Европейского суда по правам человека

 

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в Риме в 1950 году, закрепляет основополагающие права и свободы, фактически делающие человека человеком. Вместе с тем свободы эти не абсолютны и Конвенция допускает возможность их ограничения в случаях и в порядке, определенных самой Конвенцией.

 

Например, вмешательство в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции допускается в случаях, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ст. 8 Конвенции).

 

Из данного положения видно, что Конвенция допускает, что право и свобода человека могут быть ограничены, если они вступают в противоречие с правами или свободами других лиц, в целях защиты последних. Рассмотрим эти ситуации на примере «конкуренции» свободы мысли, совести и религии и свободы выражения мнения.

 

Статья 9 Конвенции предоставляет каждому право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Согласно пункту 2 этой статьи свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 10 Конвенции подтверждает право каждого свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Согласно пункту 2 указанной статьи осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Таким образом, формальности, условия, ограничения или санкции, связанные со свободой выражения мнения, допустимы при одновременном соблюдении трех условий:

  1. они должны быть предусмотрены законом;
  2. они должны преследовать по крайней мере одну из следующих целей:
  • защита интересов национальной безопасности;
  • защита территориальной целостности;
  • защита общественного порядка (public safety)
  • предотвращение беспорядков или преступлений;
  • охрана здоровья и нравственности;
  • защита репутации или прав других лиц;
  • предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально;
  • обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;
  1. они должны быть необходимы в демократическом обществе.

Свобода выражения мнений является одной из фундаментальных основ демократического общества и одним из основных условий его развития и самосовершенствования каждой личности. Принцип свободы выражения мнений имеет широкое применение. В числе прочего, он включает в себя и свободу художественного творчества – свободу артистического выражения (см. постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 24 мая 1988 года по делу Мюллер и другие против Швейцарии).

 

С учетом важности свободы выражения мнений, каждая «формальность», «условие», «ограничение» или «санкция», применимые к данной области, должны быть пропорциональны преследуемой ими законной цели (п. 49 постановления от 7 декабря 1976 года по делу Хэндисайд против Соединенного Королевства). Эта формулировка – «пропорциональность преследуемой законной цели» – объединяет в себе три перечисленных выше признака допустимого ограничения свободы выражения мнения: «законный», т.е. предусмотренный законом, «преследуемая цель» – одна из целей, указанных в статье 10 Конвенции, «пропорциональный», т.е. необходимый в демократическом обществе и не выходящий за рамки этой необходимости.

 

Может ли свобода выражения мнений быть ограничена «по религиозным мотивам» – для защиты права на свободу религии, исходя из принципа уважения религиозных взглядов?

 

В постановлении по делу Кьельдсен, Баскаматцен и Педерсен против Дании ЕСПЧ отметил, что религии формируют широкую систему догматов и моральных установок, которая призвана давать ответы на любой вопрос философского, космологического или этического характера (п. 53). Если исходить из такого понятия религии, то мнение по любому вопросу, не соответствующее догматам определенной религии, может оскорбить исповедующее ее лицо.

 

ЕСПЧ неоднократно отмечал в своих Постановлениях, что свобода выражения мнения, закрепленная в ст .10, является применимой не только в отношении «информации» и «идей», которые воспринимаются положительно и рассматриваются в качестве неоскорбительных или нейтральных, но также в отношении тех, которые оскорбляют, шокируют или тревожат. Таковыми являются требования терпимости, плюрализма и широты взглядов, без которых «демократическое общество» невозможно.

 

Вместе с тем в постановлении от 31 июля 2001 года по делу Партия «Рефах» и другие против Турции ЕСПЧ отметил, что поведение теряет право на терпимость общества, когда доходит до высокого уровня оскорбления и становится близким отрицанию свободы вероисповедания других (п. 75).

 

Можно ли определить единый «уровень оскорбления» для всех государств – участников Конвенции. По-видимому, нет. Во всяком случае ЕСПЧ неоднократно подчеркивал, что хотя понятие публичного порядка имеет общие черты в демократических обществах Европы, существенны и отличия, порождаемые национальными особенностями (п. 39 постановления от 26 сентября 1996 года по делу Мануссакис и другие против Греции), что невозможно отыскать во внутригосударственном праве разных Договаривающихся государств универсальную европейскую концепцию нравственности (п. 48 постановления по делу Хэндисайд против Соединенного Королевства). Судьи ЕСПЧ при этом подчеркивали, что отношение к требованиям морали, изложенное в соответствующих законах, меняется время от времени, и от места к месту, особенно в нашу эру, характеризуемую стремительной и далеко идущей эволюцией взглядов по данному вопросу.

 

Кроме того, степень «обязанностей и ответственности», которые человек несет при осуществлении своей свободы выражения мнения, зависит от ситуации и технических средств, которые он использует (там же, п. 49). При этом, исходя из условия о «необходимости в демократическом обществе», исследованию подлежит вопрос о том, пропорционально ли вмешательство преследуемым законным целям (п. 82 постановления от 31 июля 2001 года по делу Партия «Рефах» и другие против Турции).

 

Вопрос о допустимости запрета богохульства был предметом пристального рассмотрения ЕСПЧ вделе Уингроу против Соединенного Королевства (Постановление от 25 ноября 1996 года). ЕСПЧ признал, что такое преступление, как богохульство, в силу своей природы не поддается точному юридическому определению. Применение законов о богохульстве становится все большей редкостью, а в ряде государств они и вовсе были отменены. В Соединенном Королевстве за предшествовавшие рассмотрению дела семьдесят лет было возбуждено только два судебных преследования, связанных с богохульством.

 

Тем не менее ЕСПЧ пришел к выводу, что пока еще нет достаточной общей основы в правовом и социальном устройстве государств – членов Совета Европы, чтобы сделать вывод, что система, позволяющая государству устанавливать ограничения на распространение тех или иных материалов на том основании, что они представляют собой богохульство, не является сама по себе необходимой в демократическом обществе. По мнению ЕСПЧ, национальным властям должна быть предоставлена возможность проявления гибкости при оценке того, укладываются ли обстоятельства конкретного дела в рамки принятого определения данного преступления.

 

Допуская принципиальную возможность ограничения богохульных материалов, ЕСПЧ вынужден исследовать фактические обстоятельства и оценивать, насколько действий национальных властей пропорциональны им. С учетом этого, нам также необходимо описать основные обстоятельства конкретных дел из практики ЕСПЧ, связанных с богохульством.

 

Прежде всего, это дело Уингроу против Соединенного Королевства. Заявитель, Найджел Уингроу, написал сценарий и руководил созданием восемнадцатиминутного видеофильма под названием «Видения экстаза» о жизни и произведениях Святой Терезы Авильской, кармелитской монахини, жившей в XVI в., которую посещали сильные экстатические видения Иисуса Христа.

 

Действие фильма сосредоточено на молодой актрисе в монашеском одеянии, которая по замыслу автора призвана представлять святую Терезу. Фильм начинается с того, что монахиня в просторной черной рясе пронзает руку большим гвоздем и размазывает выступившую кровь поверх своих обнаженных грудей и одежды. Корчась и извиваясь, она расплескивает вино причастия из потира и затем начинает слизывать его с земли. Она теряет сознание. Этот эпизод занимает примерно половину видеофильма. Во второй части показывается, как святая Тереза в черном облачении стоит со связанными белой веревкой и притянутыми вверх руками. Практически обнаженная фигура второй женщины, которая, как сказано, представляет душу святой Терезы, медленно ползет по земле в ее направлении. Достигнув ног святой Терезы, душа начинает гладить и ласкать ее ступни и ноги, затем талию, груди, и наконец обменивается с ней страстными поцелуями. На продолжении всего этого эпизода, святая Тереза извивается в приступе сильного эротического чувства. Этот эпизод периодически прерывается вторым видеорядом, в котором показано тело Христа, прикрепленное к лежащему на земле кресту. Святая Тереза сначала целует стигматы на ступнях Христа, а затем, продвигаясь вверх по его телу, начинает целовать или лизать зияющие раны на правом боку Христа. Потом она садится на него верхом, по-видимому, совершенно нагая под своим облачением, все время совершая такие телодвижения, которые отражают охвативший ее сильный эротический подъем, и целует его в губы. В течение нескольких секунд возникает впечатление, что он отвечает на ее поцелуи. Эта сцена прерывается показом неистовых поцелуев уже описанной души. В заключение, Святая Тереза опускает свою руку в неподвижную руку Христа и сплетает его пальцы со своими. Когда она это делает, создается впечатление, что пальцы Христа раскрываются ей навстречу. На этом видеофильм заканчивается.

 

Найджел Уингроу представил видеокассету с фильмом в Британское управление классификации фильмов для получения сертификата, который позволил бы продавать, сдавать в прокат или демонстрировать фильм иным способом. Управление отклонило заявку на том основании, что данное произведение своим неприемлемым обращением с темой святости вызовет негодование верующих и что суд присяжных, будучи должным образом сориентирован, усмотрел бы в нем нарушение уголовного закона, запрещающего богохульство.

 

При этом сам заявитель признавал, что «во многих отношениях фильм «Видения экстаза» содержит стандартный лексикон похоти, используемый в низкопробных порнофильмах: монахини, лесбийская любовь, связанные женщины (в его нынешнем виде видеофильм вполне можно было бы назвать «Монахини-лесбиянки», как какой-нибудь порнографический фильм)».

 

ЕСПЧ семью голосами против двух постановил, что нарушение статьи 10 Конвенции не имело места. При этом нужно обратить внимание на то, что заявитель жаловался на отказ в выдаче прокатного сертификата. Никаких санкций за само создание видеофильма (ни в виде штрафов, ни в виде тюремного заключения, ни в каком-либо ином виде) на него наложено не было.

 

Еще одно дело из практики ЕСПЧ, о котором следует упомянуть, – Институт Отто-Премингер против Австрии (постановление от 20 сентября 1994 г.). Ассоциация-заявитель (Институт аудиовизуальных средств информации Отто Премингера) находится в Инсбруке, где имеет разрешение на содержание кинотеатра. Именно в этом кинотеатре она намеревалась организовать демонстрацию фильма Вернера Шретера «Любовный собор». Сам заявитель анонсировал фильм следующим образом: «Сатирическая трагедия Оскара Паниццы, действие которой происходит на небесах, снята Шрётером по мотивам театральной постановки римского «Театро Белли». При этом в художественную ткань фильма вплетено повествование о суде над автором пьесы и его осуждении в 1895 г. за богохульство. Паницца исходит из предположения, что сифилис был Божьей карой за людские прелюбодеяния и грехи во времена Возрождения, особенно при дворе Папы Александра VI из рода Борджиа. В фильме Шрётера представители Бога на земле, носящие эмблемы мирской власти, отчетливо напоминают небесных персонажей. Мишенью карикатурного изображения становятся банальности и нелепости христианского вероучения. В фильме прослеживается взаимосвязь между религиозными верованиями и мирскими механизмами угнетения». Австрийский суд, вынесший решение о конфискации фильма, описал его так: «Бог Отец представлен в виде дряхлого, беспомощного идиота, Христос – в виде кретина, а Богоматерь Мария – в виде распутницы соответствующего поведения,.. в фильме высмеивается таинство причастия». В постановлении ЕСПЧ даны следующие характеристики: «Фильм изображает Бога еврейской, христианской и исламской религий дряхлым стариком, падающим ниц перед Дьяволом. Он называет Дьявола своим другом и обменивается с ним глубоким поцелуем. Он даже нередко клянется именем Дьявола. В другой сцене Дева Мария позволяет, чтобы ей прочли непристойный рассказ; затем следует эротическая сцена между Девой Марией и Дьяволом. Взрослый Иисус Христос изображается умственно неполноценным человеком; в одной сцене фильма он пытается ласкать и целовать груди своей матери, которая позволяет ему сделать это. В фильме Бог, Дева Мария и Христос аплодируют Дьяволу».

 

ЕСПЧ шестью голосами против трех постановил, что ни арест, ни конфискация фильма не были нарушением статьи 10 Конвенции. Как и в предыдущем случае, нужно отметить, что заявитель оспаривал арест и конфискацию фильма; никакой уголовной ответственности сотрудники института Отто Премингера, планировавшие показ спорного фильма, не понесли.

 

Учитывая то, что ЕСПЧ относит вопрос о допустимых пределах оскорбления религиозных чувств к сфере национальных особенностей и предлагает оставлять его на усмотрение национальным властям, бессмысленными представляются попытки дать всеобщее определение богохульства, исходя из содержания Конвенции и практики ЕСПЧ. Однако нельзя не отметить, что в обоих описанных делах имело место вульгаризированное изображение христианского бога, изображение в ситуации и в состоянии, в которых даже изображение обычного человека может показаться неприличным.

 

В отношении вопроса о необходимости тех или иных мер в демократическом государстве нужно отметить, что ЕСПЧ признавал необходимыми (и потому допустимыми) меры, направленные на предупреждение распространения оскорбительных материалов (мнений). Вопрос о том, допустимо ли наказание за подобные действия и насколько строгим такое наказание может быть, предметом рассмотрения ЕСПЧ никогда не был по той, вероятно, причине, что «применение законов о богохульстве становится все большей редкостью, а в ряде государств они и вовсе были отменены».

 

Что же касается отсутствия общепринятой европейской концепции требований, призванных обеспечить «защиту прав других лиц» в случае нападок на их религиозные убеждения, на которое неоднократно ссылался ЕСПЧ, в том числе в постановлении по делу Уингроу против Соединенного Королевства, то попытка формирования такой концепции была предпринята уже после вынесения названного постановления. В Рекомендации 1805 (2007) от 27 июня 2007 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы отметила, что каждое демократическое общество должно допускать открытую дискуссию по вопросам, касающимся религии и верований. Ассамблея посчитала, что богохульство как оскорбление религии не должно считаться уголовным преступлением, ни одно государство не имеет права само назначать наказания за религиозные проступки.

 

http://zakon.ru/Blogs/svoboda_slova_vs_svoboda_religii_bogoxulstvo_v_praktike_evropejskogo_suda_po_pravam_cheloveka/7848


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#298 Не в сети   Эльжбета

Эльжбета

    Продвинутый пользователь

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 5 550 Сообщений:
  • ГородСанкт-Петербург

Написал 16 авг 2013 00:33

Иринка42, а что там с Пусси Риот, они обращались в ЕСПЧ или, писали, какие-то сроки пропустили? 


еня называют феминисткой всякий раз, когда я не позволяю вытирать о себя ноги."  Ребекка Уэст.


#299 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 16 авг 2013 00:53


какие-то сроки пропустили? 

Со сроками там всё в порядке. Вроде, обращались. 


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.

 


#300 Не в сети   Иринка42

Иринка42

    Форт-Юст

  • Специалисты
  • PipPipPip
  • 30 145 Сообщений:
  • ГородНовосибирск

Написал 16 авг 2013 01:01

Любопытная фотка у Верзилова выложена - женщинам на территории монастыря нельзя находиться в мужской одежде. Это в какой?


Личка закрыта! Все вопросы - на форум. Спасибо за понимание.

Impossible is not a fact. It's an opinion. Impossible is not a declaration. It's a dare. Impossible is temporary. Impossible is nothing.