А вот выдержки из жалобы, которые можно использовать при отмене таких решений суда, но сделать это очень и очень сложно.
Решение суда (как по первоначальному, так и по встречному искам) считаю незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права, а потому – подлежащим отмене по следующим основаниям:
1. Решение вынесено незаконным составом суда.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем. Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, так как в силу частей 7, 10 статьи 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
Вне зависимости от установления договорной подсудности потребители сохраняют предоставленное законом право выбора суда при обращении в суд за защитой своих прав (п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
Иски в защиту прав потребителей могут представляться в суд по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем (п. 22 Постановления №17). Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на неподсудность данного дела (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ), так как при альтернативной подсудности выбор между несколькими судами принадлежит истцу (ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ, п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
Данное правило действует, даже если потребитель и продавец заключили соглашение о подсудности (п. 26 Постановления №17).
Верховный суд РФ в надзорном определении от 10 мая 2011 г. № 5-В11-46 указал, что законодателем в целях защиты прав потребителей, как экономически слабой стороны в договоре, введены дополнительные механизмы правовой защиты, в том числе в вопросе определения подсудности гражданских дел с их участием.
Рассмотрение гражданского дела по месту нахождения банка ущемляет установленные законом права потребителя, противоречит основному смыслу законодательства о защите прав потребителей - предоставить гарантии социально и экономически слабой стороне в заведомо неравных отношениях с контрагентами, осуществляющими банковскую деятельность, существенно ограничило мои права в возможности адекватной и эффективной защите своих прав, поскольку я проживаю в значительном удалении от Банка.
В силу ст. 126 Конституции РФ разъяснения Пленума Верховного Суда РФ являются обязательными для районного суда, а также для суда апелляционной инстанции. Тем не менее, судами положение о моем праве выбора суда было проигнорировано.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" при осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта.
Так, ст. 6 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. устанавливает, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Таким образом, было нарушено мое право на справедливое судебное разбирательство судом, созданным на основании закона.
2. По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 6 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 г., «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» «при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, импортере)».
В обжалуемых судебных актах несколько раз подчеркивается, что мною не предоставлено доказательств оказания ответчиком услуги ненадлежащего качества.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Возлагая на истца бремя доказывания нарушенных прав потребителя, суд допустил нарушение вышеназванных норм права, что в свою очередь привело к тому, что не был исследован весь предмет доказывания, все обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Таким образом я, как потребитель, не должен был доказывать факт не передачи карты и ПИН-кода другому лицу и факт обеспечения сохранности карты, ПИН-кода и соблюдения мер предосторожности, тем более что согласно представленным в суд материалам я признан потерпевшим в рамках уголовного дела. Напротив, ответчиком не было предоставлено доказательств того, что для проведения оспариваемых операций использовался оригинал карты, был введён правильный ПИН-код и ответчик исполнил все предусмотренные Законом и Договором процедуры по идентификации Клиента и проверке подлинности его поручения.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" недостатком услуги признается ее несоответствие обязательным требованиям или условиям договора. При оказании услуги исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса ее оказания. Обязанность исполнителя обеспечить оказание услуги, соответствующей договору, следует и из п. 1 ст. 4 названного закона.
В силу п.п. 1, 3 и 5 ст. 14 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" вред, причиненный имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель освобождается от ответственности если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги.
Банковская карта истца при проведении спорных операций не предъявлялась, так как находилась у него при себе вне места проведения операций, следовательно, списание денежных средств со счета истца стало возможным в результате необеспечения ответчиком технической защищенности банковской карты.
Доказательств, подтверждающих нарушение истцом правил пользования банковской картой ответчик суду не представил.
В силу ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Бремя доказывания вины в ненадлежащем исполнении обязательств лежало на стороне ответчика. Однако, как следует из обстоятельств дела, банковская карта истца утрачена не была, истец на территории Москвы не находился, следовательно банк не представил доказательств, свидетельствующих о виновных действиях истца, связанных с утратой картой, передачей ее третьим лицам или иных виновных действий, которые могли бы за собой повлечь несанкционированное списание денежных средств. Следовательно, ответчиком были нарушены условия заключенного между сторонами договора, поскольку списание денежных средств было необоснованным ввиду того, что произошло в результате использования подложной карты, в отсутствие волеизъявления истца. Истец предпринял все необходимые меры по извещению ответчика о необходимости блокировки карты, как только незаконные списания были произведены.
Согласно Письму Центрального банка Российской Федерации от 02.10.2009 №120-Т "О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт" кредитные организации должны осуществлять деятельность, направленную на повышение информированности держателей банковских карт о мерах по сохранности банковской карты, ее реквизитов, персонального идентификационного номера (далее - ПИН) и других данных, а также на снижение возможных рисков при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет, включая размещение Памятки в местах обслуживания держателей банковских карт, в доступной для ознакомления форме. Банком же не представлено доказательств доведения до истца (клиента) информации о таких недостатках пластиковой карт, как возможность изготовления поддельной карты с последующим несанкционированным ее использованием при введении верного ПИН кода, при соблюдении истцом Условий использования карт, в частности обеспечения сохранности банковской карты и неразглашения ПИН.
Из представленных банком доказательств невозможно с достоверностью определить, кем были сняты денежные средства, однако видно, что снятие произошло на территории Москвы, тогда как сама банковская карта находилась на территории г. Краснодара.
Таким образом, ответчик несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств перед клиентом, которые выражаются в незащищенности карты от копирования и ее использования помимо воли владельца счета, недоведении до истца информации о недостатках услуги (возможности проведения мошеннических действий с картой). При этом, согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Доводы ответчика о том, что операции по снятию наличных денежных средств со счета карты были одобрены истцом, поскольку для их совершения был использован ПИН-код, известный только истцу, о безошибочном вводе ПИН-кода при осуществлении операций по получению наличных денежных средств через банкоматы в Москве не подтверждены достаточными доказательствами.
Доказательств ознакомления истца с информацией о незащищенности карты ответчиком не представлено. При этом, возлагая ответственность на клиента за совершение операций с картой при введении ПИН, самим банком не обеспечена безопасность использования карты, безусловно, являющаяся самой важной для потребителя, а положениями Правил использования банковских карт платежных систем MasterCard Worldwide, Visa International и СТБ ответственность банка переведена на потребителя.
Ответчик, устанавливая иные границы ответственности в Правилах, не учел положение пункта 2 статьи 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом (в настоящих правоотношениях - Закон РФ "О защите прав потребителей"), и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
У суда не было оснований сомневаться в моей добросовестности. При таких обстоятельствах списание денежных сумм со счета истца без его распоряжения свидетельствует о ненадлежащем качестве оказанной банком услуги.
Исходя из того, что обязательства банка в договорных отношениях с истцом связаны с осуществлением банком предпринимательской деятельности, то в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации он отвечает за ненадлежащее исполнение своих обязательств независимо от вины.
Также прошу Суд обратить внимание, что при проведении платежей пластиковой картой в сети Интернет, сведения о которых содержатся в выписке по счету с 12.08.2010 г. по 26.08.2010 г. (л.д. 18), ПИН-код карты не используется, что исключает возможность изготовления дубликата карты для снятия денежных средств на банкомате с обязательным вводом ПИН-кода. Кроме того, ответчиком технически не была ограничена возможность проведения операций по карте в сети Интернет, хотя он имеет такую возможность, что и послужило причиной их проведения. Таким образом, факт использования карты для проведения платежей в сети Интернет не мог послужить причиной изготовления злоумышленниками дубликата карты, не имеет никакого отношения к предмету иска и не должен приниматься во внимание судом.
Таким образом, банк в соответствии с законом и установленными обстоятельствами дела несет обязанность в полном объеме возместить истцу убытки, возникшие вследствие неправомерного списания денежных средств с его счета, не опровергнут ответчиком, не предоставившим доказательств, свидетельствующих об обратном.
Конституция РФ, закрепив приоритет прав и свобод человека, установила, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. ст. 2, 18, 46).
Совершенно очевидно, что, исходя из этих конституционных положений, любое заинтересованное лицо вправе рассчитывать на эффективную защиту судом своих прав, свобод или охраняемых законом интересов в любом регионе Российской Федерации в равной степени.
Прошу Суд обратить внимание на то, что:
1. Ответчиком не доказано, что имущественный вред был причинен истцу в результате несоблюдения истцом требований договора и его приложений.
2. Ответчик не предоставил доказательств того факта, что реквизиты карты и ПИН-код не могли стать известны третьим лицам при выпуске ответчиком карты или при исполнении им операций по картам, то есть у истца имеются все основания считать, что реквизиты карты и ПИН-код могли стать известны третьим лицам по вине ответчика.
3. Ответчик не предоставил доказательств того, что оказываемая им услуга является безопасной для потребителя, а именно, что банковская карта истца защищена от её подделки злоумышленниками с целью проведения несанкционированных списаний.
В данном случае нижестоящими судами грубо нарушено мое право на судебную защиту.
На основании вышеизложенного, в связи с допущенными существенными нарушениями закона судами ПРОШУ
ХХХ