19. Предметы обычной домашней обстановки, или битва за холодильник...
Не может быть обращено взыскание по исполнительным документам в том числе на принадлежащие должнику на праве собственности предметы обычной домашней обстановки и обихода (абз. 4 п. 1 ст. 446). В законе не приводится определения подобного имущества, а также не содержится хотя бы примерного его перечня, что создает значительные сложности при применении рассматриваемого положения п. 1 ст. 446 ГПК РФ на практике и приводит к разного рода злоупотреблениям со стороны судебного пристава.
Понятие предметов обычной домашней обстановки и обихода используется также в ст. 1169 ГК РФ, которая устанавливает преимущественное право за проживающим на день открытия наследства совместно с наследодателем наследником на получение им при разделе наследства в счет своей наследственной доли предметов обычного домашнего обихода и обстановки. При этом, как разъясняется в п. 53 Постановления Пленума от 29 мая 2012 г. г. №9 "О судебной практике по делам о наследовании", спор между наследниками по вопросу о включении имущества в состав таких предметов разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела (в частности, их использования для обычных повседневных бытовых нужд исходя из уровня жизни наследодателя), а также местных обычаев. При этом антикварные предметы, предметы, представляющие художественную, историческую или иную культурную ценность, независимо от их целевого назначения к указанным предметам относиться не могут.
Запрет на обращение взыскания на предметы обычной домашней обстановки и обихода необходим для того, чтобы должник имел реальную возможность вести обычный образ жизни, не отказывая себе и не ограничивая себя в самом основном, жизненно ему необходимом, и благодаря этому в конечном итоге как можно скорее полностью исполнить свое долговое обязательство перед взыскателем.
Другое дело, что каждый человек определяет указанные потребности и их широту по-своему, что, собственно, и является основной причиной возникающих при наложении ареста приставом и оспаривании его должником в суде споров.
Представляется, что для цели применения рассматриваемой нормы к основным человеческим потребностям, в удовлетворении которых не может быть отказано должнику, следует отнести только лишь надлежащие питание, отдых, в том числе сон, лечение и профилактику заболеваний, гигиену, а также обеспечение основных коммунальных удобств (обогрев, водопровод, канализация). Другие свои потребности, как-то: в развлечении, информации и роскоши, должник (пусть даже это и противоречит его собственному представлению о нормальном для него образе жизни) может удовлетворить в домашних условиях только после окончательного исполнения им долгового обязательства перед взыскателем, для чего лишение его удовлетворения иных потребностей (и пусть не покажется это кому-то циничным) может выступать в качестве стимула.
В связи с этим для оценки обычности домашней обстановки следует ориентироваться на установление того, служит ли входящее в нее имущество только удовлетворению обычных, указанных выше повседневных человеческих потребностей, а помимо этого, не является ли оно роскошью.
Исходя из этого к предметам обычной домашней обстановки и обихода, в частности, можно отнести мебель для сна и отдыха (кровати, диваны, кресла), для хранения (платяные шкафы, серванты, книжные полки, стеллажи), для работы и домашних дел (столы, стулья, табуретки, трюмо); осветительные приборы (потолочные, настенные, настольные и напольные светильники), сантехнику (смесители, ванны, раковины) и иное домовое имущество (входные и межкомнатные двери, окна), а также постельные и банные принадлежности, кухонную утварь, чистящие и моющие средства и иные тому подобные вещи. На такое имущество наложение ареста не допускается.
Так, кассация разделила мнение суда нижестоящей инстанции о незаконности описи и ареста приставом принадлежащих должнику шести табуреток, кухонного гарнитура, платяного шкафа-купе и двуспальной кровати, указав, что данное имущество позволит должнику организовать место для сна и отдыха, приготовления и приема пищи, хранения посуды и белья, а также организовать сидячие места для самого должника и приглашенных к нему лиц (Кассационное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23 декабря 2010 г. по делу N 33-14102/2010). Подобным же образом Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в кассационном Определении от 25 октября 2010 г. по делу N 33-11816, отправляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе, справедливо не согласилась с выводом нижестоящего суда о допустимости наложения ареста на кухонную и на несколько межкомнатных дверей, умывальник с двумя ящиками и металлическим краном, а также ванну должника.
Напротив, не относятся к предметам обычной домашней обстановки и обихода (и потому на них может быть наложен арест) различные украшения и предметы интерьера, которые также могут представлять собой предметы роскоши, к каковым относится и антиквариат. Впрочем, думается, что если, например, антикварная мебель является для должника единственной используемой им в быту и потому жизненно необходимой для него мебелью, то обращение взыскания на нее также недопустимо.
Значительно сложнее обстоит дело с квалификацией в качестве предметов обычной домашней обстановки и обихода той или иной бытовой техники. Технический прогресс привел к тому, что сегодня нам уже сложно представить свой обычный домашний быт без использования в нем телевизора, холодильника, стиральной машины, микроволновой печи, компьютера, сотового телефона и множества других бытовых устройств и приборов, хотя относительно недавно мы вполне обходились без многого из перечисленного, а еще раньше - вообще без такового. Безусловно, что это необходимо учитывать, но, с другой стороны, именно бытовая техника зачастую имеет значительную стоимость и спрос на рынке, что обусловливает ее привлекательность для ареста приставом и взыскателем и возможную впоследствии реализацию для погашения имеющейся у должника задолженности.
Хотя по данному поводу пока и не сложилось единообразной судебной практики, в основном считается, что не может быть отнесена к предметам обычной домашней обстановки и обихода бытовая техника, которая предназначена преимущественно для развлечения, как-то: телевизоры, домашние кинотеатры, игровые приставки, электронные книги, музыкальные центры, различные видеопроигрыватели, что должно рассматриваться в качестве общего правила; иное надлежит доказать должнику.
Напротив, электрическая бритва, зубная щетка, машинка для стрижки волос, массажер и иная тому подобная бытовая техника чаще всего относятся к вещам индивидуального пользования должника, и потому обращение взыскания на них недопустимо.
Вопрос же об отнесении к предметам обычной домашней обстановки и обихода такой бытовой техники, как сотовые телефоны, компьютеры (ноутбуки, нетбуки и т.п. устройства), фотоаппараты и видеокамеры, более сложен, и потому ответ на него не столь однозначен, поскольку данное имущество вполне может служить должнику, если не только, то в том числе и для его профессиональных занятий, ввиду чего обращение взыскания на него также недопустимо (абз. 5 п. 1 ст. 446 ГПК РФ), но доказывать это надлежит опять же самому должнику.
Усматривается, что более всего судебная практика неоднозначна в вопросе о допустимости отнесения к предметам обычной домашней обстановки и обихода стиральных машин и холодильников.
Думается, что относительно ареста стиральных машин следует согласиться с подходом Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда, выраженным в кассационном Определении от 20 апреля 2011 г. по делу N 33-3152/2011(А), по которому стиральная машина расценивается как предмет домашнего обихода, не подлежащий изъятию, в основном в тех случаях, когда в семье есть маленькие дети (до трех лет) либо другие нетрудоспособные домочадцы, которые не в силах заниматься стиркой вручную. В связи с этим следует согласиться с позицией другого суда, поддержавшего довод о том, что стиральная машина является в семье должника предметом обычной домашней обстановки и обихода, поскольку она одна на всю семью, в которой имеется несовершеннолетний ребенок, по состоянию здоровья которого требуется частая стирка (Кассационное Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2011 г. по делу N 33-13380/2011). Подобным же образом в другом деле суд кассационной инстанции разделил позицию суда нижестоящей инстанции о недопустимости наложения ареста на стиральную машину как предмет обычной домашней обстановки и обихода для являющейся инвалидом должницы и проживающей вместе с ней ее беременной дочери, которая не может стирать вручную (Кассационное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 6 декабря 2011 г. по делу N 33-11635).
Холодильники зачастую к предметам обычной домашней обстановки и обихода приставы и суды почему-то не относят, и наложение на них ареста признается ими допустимым, хотя лично нам ближе позиция, высказанная в кассационном Определении Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 августа 2011 г. по делу N 33-5714, согласно которой холодильник не относится к роскоши и является обычным предметом домашнего обихода, необходимым для нормальной жизни человека. Такого же мнения придерживалась Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в кассационном Определении от 18 августа 2010 г. по делу N 33-8243, сославшись, правда, также на необходимость учета летнего периода времени, на момент которого была произведена его опись. В самом деле, каким еще образом в отсутствие холодильника должнику можно хранить подавляющее большинство продуктов питания, а также некоторые лекарства? Конечно, такие способы есть (например, хранение в холодном подполье или на улице в зимнее время) - другое дело, что они нетипичны и для большинства российских должников конструкция их жилых помещений и климатические условия не позволяют осуществлять постоянное надлежащее хранение таких вещей без холодильника.
Для решения вопроса о возможности наложения ареста на то или иное имущество в жилом помещении должника, которое не является роскошью и, по сути, может быть предметом обычной домашней обстановки и обихода, для пристава и (при обжаловании его действий) суда могут послужить следующие критерии (правила), которые условно можно обозначить как критерии реального использования, единичности, заменимости или альтернативности и особой нуждаемости.
Критерий реального использования заключается в том, что арест может быть наложен на имущество, которое фактически по тем или иным причинам не используется или вообще не было в употреблении должником в домашнем обиходе, например сервиз или набор столовых приборов.
Критерий заменимости (альтернативности) состоит в том, что арест может быть наложен на имущество, которое может быть заменено в обиходе должника путем использования им других предметов обычной домашней обстановки и обихода.
Так, кассация дополнительно разъяснила заявительнице, что вместо компьютерного стола и тумбочки под телевизор, на которые приставом был наложен арест, у нее дома имеются еще столы, на которые можно поставить компьютер, а также стенка с предусмотренным в ней местом для телевизора (Кассационное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 мая 2011 г. по делу N 33-4777).
Также можно найти достаточно много примеров из судебной практики, подтверждающих правомерность наложения ареста на микроволновую печь при наличии должным образом функционирующей газовой или электрической кухонной плиты, а равно более дорогой бытовой техники при наличии у должника более простых ее аналогов (например, наложение ареста на моющий пылесос при наличии обычного пылесоса).
Критерий особой нуждаемости является исключением из общего правила, а точнее, представления о предметах обычной домашней обстановки и обихода, о котором говорилось выше, и позволяет относить к ним то или иное имущество должника, если это необходимо исходя из особенностей его конкретного быта. В соответствии с ним к предметам обычной домашней обстановки и обихода может быть отнесена в принципе почти что любая бытовая техника. Наглядным подтверждением этого и одновременно иллюстрацией рассматриваемого критерия может служить кассационное Определение Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 августа 2011 г. по делу N 33-2532/2011, разделившей мнение нижестоящего суда об отнесении к предметам обычной домашней обстановки и обихода кулера и обогревателя, поскольку кулер обеспечивает чистой водой несовершеннолетних детей должницы, а обогреватель используется ею в летний период для сушки белья ввиду отсутствия балкона, а в зимнее время - для дополнительного обогрева квартиры, а также о том, что роскошью данное имущество не является.
Наконец, при применении настоящего критерия должны подлежать учету возраст и состояние здоровья должника, ввиду которых использование им некоторых видов бытовой или иной техники может быть для него жизненно необходимым, составляя его повседневный, обычный быт. К такой технике, например, может быть отнесен гипоаллергенный пылесос для аллергика, аппарат для изменения уровня сахара в крови для диабетика, а равно иные медицинские устройства и оборудование, служащие для диагностики состояния организма и лечения различных, в особенности хронических, заболеваний должника.
Итак, "предметы домашней обстановки и обихода" - это собирательное и обобщенное определение без указания максимальной стоимости такого имущества. Боритесь за свой холодильник!
Судебная практика по данному вопросу в этой ветке.