Суд, исходя из ст. 49 СК РФ, принимает во внимание любые доказательства (сведения о фактах), с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Сведения о фактах, касающихся отцовства конкретного лица, устанавливаются с использованием средств доказывания, перечисленных в ст. 55 ГПК РФ, - объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные доказательства, аудио- и видеозаписи, вещественные доказательства, заключения экспертов.
Например, к доказательствам отцовства конкретного лица могут быть отнесены различные документы (письма ответчика, заявления по месту работы об оказании материальной помощи в связи с рождением ребенка), устные заявления ответчика, соответствующее поведение ответчика во время беременности матери и после рождения ребенка (забота о матери, посещение ее в родильном доме, встреча матери с новорожденным, поздравления с новорожденным, подбор имени ребенка и т.п.). Они могут прямо или косвенно свидетельствовать о том, что отцом ребенка является ответчик. В основу решения суда могут быть положены и иные доказательства, причем ни одно из них не может иметь приоритетного характера и должно рассматриваться судом лишь в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими или опровергающими требования и возражения сторон.
Не имеет существенного значения, к какому периоду относятся представленные суду сторонами и другими лицами, участвующими в деле, доказательства отцовства предполагаемого отца. Сведения об отцовстве ответчика могут относиться как ко времени беременности матери (например, высказанное ответчиком желание иметь ребенка в результате факта интимной связи с женщиной, забота о матери будущего ребенка и др.), так и к периоду после рождения ребенка (уход за ребенком, выделение средств на его лечение и др.).
В необходимых случаях, отмечается в Постановлении Пленума, для разъяснения возникающих вопросов, связанных с происхождением ребенка, суд с учетом мнения сторон и обстоятельств дела (например, требующих специальных познаний в области медицины или биологии) вправе назначить экспертизу. Это возможно как при подготовке дела об установлении отцовства к судебному разбирательству, так и в ходе рассмотрения дела. О назначении экспертизы судом выносится определение, содержание которого определено ст. 80 ГПК РФ.
В этой связи следует отметить особое значение судебно-биологической экспертизы крови ребенка, ответчика и матери. Если ранее такая экспертиза могла лишь исключить отцовство ответчика, но не подтвердить его, то сейчас экспертиза крови, проведенная методом геномной, или генетической, дактилоскопии, позволяет с очень высокой степенью вероятности установить, является ли ответчик биологическим отцом ребенка.
Вместе с тем, подчеркнуто в п. 6 Постановления Пленума, заключение экспертизы по вопросу о происхождении ребенка, в том числе проведенной методом генетической дактилоскопии, в силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ является лишь одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Тем не менее именно генетическая дактилоскопическая экспертиза в настоящее время является единственной экспертизой, дающей ответ на вопрос, является ли мужчина отцом данного ребенка или нет, причем практически со стопроцентной вероятностью. Однако она проводится не по всем делам, связанным с установлением отцовства, так как не во всех регионах РФ имеются для этого технические возможности, а, кроме того, она по стоимости достаточно дорога. Иногда в такой экспертизе нет необходимости, так как те обстоятельства, на которые ссылается ответчик, могут быть подтверждены другими доказательствами (например, его неспособность к зачатию ребенка - медицинской экспертизой состояния здоровья). В ряде случаев (ребенок, в отношении которого устанавливается отцовство, родился в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г.) заключение генетической экспертизы не будет иметь юридического значения при отсутствии других предусмотренных законом (ч. 2 ст. 48 КоБС РСФСР) доказательств.
Таким образом, назначение судом генетической экспертизы должно быть как основано на требованиях закона, так и вытекать из обстоятельств конкретного дела, когда разрешить те или иные вопросы, связанные с происхождением ребенка, с помощью иных доказательств не удалось и ответчик или истец настаивает именно на такой экспертизе.
Что же касается случаев неявки стороны на экспертизу по делам об установлении отцовства, когда без этой стороны экспертизу провести невозможно, либо непредставления экспертам необходимых предметов исследования, то Пленум в п. 6 Постановления, исходя из ч. 3 ст. 79 ГПК РФ, указал по поводу данной ситуации следующее: суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое значение для нее она имеет, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. Этот вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае в зависимости от того, какая сторона, по каким причинам не явилась на экспертизу или не представила экспертам необходимые предметы исследования, а также какое значение для нее имеет заключение экспертизы, исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности.
Приведенное разъяснение Пленума имеет важное значение. Из него следует очевидный вывод: уклонение стороны от экспертизы само по себе не является безусловным основанием для признания судом установленным или опровергнутым факта, для выяснении которого она была назначена, т.е. факта происхождения ребенка от конкретного лица (отцовства), а значит, для удовлетворения иска или отказа в иске об установлении отцовства (Определение Верховного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 78-В06-16).
В случае удовлетворения иска об установлении отцовства, разъяснил Пленум, алименты присуждаются со дня предъявления иска, как и по всем делам о взыскании алиментов (п. 2 ст. 107 СК РФ). При этом решение в части взыскания алиментов в силу абз. 2 ст. 211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Вместе с тем Пленумом по делам указанной категории исключается возможность принудительного взыскания средств на содержание ребенка за прошлое время (п. 2 ст. 107 СК РФ), поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик в установленном порядке не был признан отцом ребенка.