«Кодекс кодексом, но главное — выполнение норм выработки. Если вы не выполняете — остаетесь на продленный рабочий день. И вообще мы здесь еще и не таких ломали!» — ответил полковник Кулагин. Вся моя бригада в швейном цехе работает по 16-17 часов в день. С 7.30 до 0.30. Сон — в лучшем случае часа четыре в день. Выходной случается раз в полтора месяца. Почти все воскресенья — рабочие. Осужденные пишут заявления на выход на работу в выходной с формулировкой «по собственному желанию». На деле, конечно, никакого желания нет. Но эти заявления пишутся в приказном порядке по требованию начальства и зэчек, транслирующих волю начальства.
Да все это знают, включая ГУФСИНовских барыг. Это много лет так.
Основной парк оборудования относится к периоду 50-х годов, поэтому устаревшее производство требует больших накладных расходов. Сегодня производство в ИУ держится только дешевой рабочей силой и беспрецедентно широкими льготами для предприятий.
В прошлые времена даже при беззастенчивых вычетах, осужденные при освобождении получали достаточные средства, чтобы самостоятельно пройти этап социального устройства. Сегодня большинство осужденных не имеет на счетах средств и получает при освобождении деньги на билет. Невозможность обеспечить работой всех заключенных значительно изменила условия в исправительных учреждениях, во многом приведя к несоответствию режимные и организационные требования. К примеру, при желании большинства осужденных работать и возможности обеспечить такой работой лишь меньшинство, неестественным остается правило "обязательного труда". Неразумно выглядит также сохранение в этих условиях норм выработки. Нормы, установленные еще трудовыми отношениями ГУЛАГа, без обеспечения производственных заказов заведомо не выполнимы. Такая практика ведет к лишению заработка большинства работающих осужденных, традиционному обману с начислением процента выработки "избранным осужденным".
Можно сказать, что производство в ИУ во многом существует лишь "благодаря" военизированному администрированию, которое предусматривает максимальную централизацию промышленного управления в колонии, пресечение любых требований осужденных по организации и безопасности труда, жесткую дисциплину, основанную на неотвратимом и тяжелом наказании за отказ от работы. Федеральным Законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" предусматривается возможность предпринимательской деятельности для заключенных. Но в существующих условиях, связанных, в том числе и с нежеланием администрации учреждений выпускать из рук возможную прибыль или приличный заработок осужденных, всякая предпринимательская активность со стороны осужденных не возможна. По тем же причинам крайне затруднено и размещение внешних предпринимательских заказов.
Зарплата 29 рублей... И до обнародования ее письма никто внимания не обращал.