ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. по делу N 33-8449/14
Судья С.В. Левченко
Учет N 33
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г.М. Халитовой, судей Л.М. Мусиной, С.А. Телешовой, при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.А. Телешовой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МООП "Защиты прав потребителей", действующей в интересах С.Г., - Е. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года, которым постановлено: исковые требования МООП "Защиты прав потребителей", действующей в интересах С.Г., удовлетворить частично. Признать п. 14 кредитного договора, заключенного между С.Г. и ООО "БМВ Банк".... от 21 июня 2012 года в части, возлагающей на заемщика обязанность уплатить банку комиссию за выдачу кредита, недействительным. Взыскать с ООО "БМВ Банк" в пользу С.Г. в счет возмещения расходов по оплате комиссии за выдачу кредита 30.000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2.743 рубля 13 копеек, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, и штраф в размере 8.310 рублей 78 копеек, всего 41.553 рубля 91 копейку. Взыскать с ООО "БМВ Банк" в пользу МООП "Защиты прав потребителей" штраф в размере 8.310 рублей 78 копеек. Взыскать с ООО "БМВ Банк" в доход государства государственную пошлину в размере 1.382 рубля 29 копеек. В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения С.Г. и его представителя С.Н.М., представителя МООП "Защиты прав потребителей", действующей в интересах С.Г., - Е., поддержавших жалобу, судебная коллегия
установила:
МООП "Защиты прав потребителей", действуя в интересах С.Г., обратилась в суд с иском к "БМВ Банк" ООО о признании условий кредитного договора частично недействительными, применении последствий недействительности ничтожной части сделки, взыскании уплаченных сумм, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. В обоснование иска указано, что 21 июня 2012 года между С.Г. и "БМВ Банк" ООО был заключен кредитный договор, в соответствии с которым банком С.Г. был предоставлен кредит в размере 1.883.454 рубля 73 копейки сроком на 3 года с уплатой процентов за пользование кредитом в размере 9,75% годовых. Условиями данного кредитного договора на заемщика возложена обязанность по уплате единовременной комиссии за выдачу кредита в размере 30.000 рублей и уплате комиссии за присоединение к договору личного страхования в размере 73.454 рубля 73 копейки. Ссылаясь на то, что указанные условия кредитного договора по взиманию комиссии за выдачу кредита и присоединение к договору личного страхования противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и нарушают права заемщика как потребителя, МООП "Защиты прав потребителей", действуя в интересах С.Г., просила признать их недействительными, применить последствия недействительности ничтожной части сделки в виде взыскания с ответчика в пользу истца С.Г. уплаченных сумм комиссий за выдачу кредита и присоединение к договору страхования в размере 30.000 рублей и 73.454 рубля 73 копейки соответственно, а также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на указанные суммы комиссий, в размере 7.187 рублей 85 копеек и 2.743 рубля 13 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 1.000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в общей сумме 57.192 рубля 84 копейки, из которой 28.596 рублей 42 копейки взыскать в пользу истца и 26.596 рублей 42 копейки - в пользу МООП "Защиты прав потребителей".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец С.Г. и его представитель С.Н.М. заявленные исковые требования поддержали.
МООП "Защиты прав потребителей", действующая в интересах С.Г., о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции извещалась надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Ответчик "БМВ Банк" ООО о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, направил в адрес суда письменный отзыв на иск, в котором указал, что заявленные исковые требования не признает, просит рассмотреть дело без его участия.
Судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МООП "Защиты прав потребителей", действующей в интересах С.Г., - Е. просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании условий кредитного договора, возлагающих на заемщика обязанность по подключению к программе личного страхования, недействительными, а также в части отказа в удовлетворении производных требований. В обоснование жалобы указано, что подключение заемщика к программе личного страхования являлось условием предоставления кредита. Кроме того, истец был лишен права выбора страховой компании, либо иной программы страхования. Также указано, что текст кредитного договора изготовлен банком на типовом бланке, в связи с чем, истец не имел возможности повлиять на условия кредитования.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции С.Г. и его представитель С.Н.М., представитель МООП "Защиты прав потребителей", действующей в интересах С.Г., - Е. апелляционную жалобу поддержали.
"БМВ Банк" ООО о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Судебная коллегия, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Как следует из содержания пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 года, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 года, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 года, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из материалов дела следует, что 21 июня 2012 года между С.Г. и "БМВ Банк" ООО был заключен кредитный договор, в соответствии с которым С.Г. ответчиком был предоставлен кредит в размере 1.883.454 рубля 73 копейки на срок три года под 9,75% годовых.
Условиями кредитного договора на заемщика возложена обязанность по оплате единовременной комиссии за выдачу кредита в размере 30.000 рублей.
Указанная сумма комиссии была списана с лицевого счета С.Г. 20 июля 2012 года.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности" размещение денежных средств в виде кредитов банк осуществляет от своего имени и за свой счет.
В соответствии с частью 9 статьи 30 указанного закона кредитная организация обязана определить в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора.
Согласно пункту 1.7. Положения Центрального банка Российской Федерации N 54-П от 31 августа 1998 года "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" банк разрабатывает и утверждает соответствующие внутренние документы, определяющие его политику по размещению (предоставлению) денежных средств, в том числе правила кредитования клиентов банка, однако содержание указанных документов не должно противоречить законам и иным правовым актам.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в части признания недействительными условий кредитного договора, возлагающих на заемщика обязанность по уплате комиссии за выдачу кредита в сумме 30.000 рублей, поскольку выдача кредита производится банком, прежде всего в своих интересах, то есть данное действие не является услугой, оказываемой заемщику, в смысле определенном пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, взимание комиссии за выдачу кредита является неправомерным и нарушает права заемщика как потребителя банковских услуг, соответственно, условия кредитного договора в указанной части являются недействительными (ничтожными) в силу требований статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца обоснованно взыскана сумма единовременной комиссии за выдачу кредита в размере 30.000 рублей, уплаченная заемщиком за счет средств кредита, а также в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1107, статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 и пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" правомерно взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму уплаченной комиссии за период с 20 июля 2012 года по 27 августа 2013 года, в размере 2.743 рубля 13 копеек, компенсация морального вреда в сумме 500 рублей, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в общей сумме 16.621 рубль 56 копеек, из которой 8.310 рублей 78 копеек взыскано в пользу истца С.Г. и 8.310 рублей 78 копеек - в пользу МООП "Защиты прав потребителей".
Из материалов дела также следует, что 21 июня 2012 года из суммы выданного кредита ответчиком удержано 73.454 рубля 73 копейки в качестве оплаты комиссии за присоединение к договору коллективного страхования жизни N 590/04-02-08 от 1 июля 2010 года, заключенному между ООО "СК "Альянс РОСНО Жизнь" (страховщик) и "БМВ Банк" ООО (страхователь), по условиям которого страховщик принимает на себя обязательства по страховой выплате при наступлении в период действия договора страховых случаев с лицами, указанными в списке застрахованных, страхователь принимает на себя обязательства по уплате страховой премии (взноса).
Заявление о присоединении к указанному договору коллективного страхования жизни подписано С.Г. 5 июня 2012 года, то есть более чем за две недели до заключения кредитного договора. В подтверждение участия в программе страхования клиентов "БМВ Банк" ООО С.Н.А. выдан сертификат личного страхования со сроком действия с 21 июня 2012 года по 22 июня 2015 года. При этом, С.Г. включен в список застрахованных лиц по вышеприведенному договору коллективного страхования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания недействительными условий кредитного договора, предусматривающих осуществление заемщиком личного страхования с уплатой комиссии за присоединение к договору коллективного страхования жизни, суд первой инстанции исходил из того, что заемщик при заключении кредитного договора, не был ограничен в своем волеизъявлении, и имел возможность выбрать иной вариант кредитования, на иных условиях - без осуществления личного страхования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Статьей 935 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
Однако, в силу статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе по своему усмотрению (добровольно) заключить договор личного страхования, в том числе для обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.
Как усматривается из материалов дела, при выдаче кредитов гражданам банк применял разработанные им правила выдачи кредитов физическим лицам для целей приобретения автотранспортных средств. В соответствии с названными правилами страхование жизни и здоровья заемщика относится к мерам по снижению риска невозврата кредита, причем правилами предусмотрено, что кредит может быть выдан заемщику и в отсутствие договора страхования, но в этом случае по кредиту устанавливается более высокая процентная ставка. Как следует из представленных банком доказательств, разница между двумя данными ставками не является дискриминационной (9,75% - при страховании, 10% - без страхования). Разница между процентными ставками при кредитовании со страхованием и без страхования являлась разумной. Кроме того, из упомянутых правил вытекает, что решение банка о предоставлении кредита не зависит от согласия заемщика застраховать свою жизнь и здоровье в пользу банка. В кредитном договоре также содержится условие о том, что сумма задолженности заемщика по кредиту (в части основной суммы долга и начисленных, но не уплаченных процентов за пользование кредитом) уменьшается на сумму страхового возмещения, полученного банком от страховой компании при наступлении страхового случая.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что до заключения кредитного договора заемщиком было собственноручно заполнено заявление, согласно которому он дал свое согласие быть застрахованным по договору добровольного коллективного страхования жизни, заключенному между "БМВ Банк" ООО и ООО "СК "Альянс РОСНО Жизнь".
При этом, заемщик имел возможность выбрать иной вариант кредитования, без подключения к программе страхования и оплаты комиссии с более высокой процентной ставкой.
Истец реализовал свое право, выбрав вариант кредитования со страхованием жизни и здоровья, предусматривающий более низкую процентную ставку по кредиту.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые условия кредитного договора права истца, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", не нарушают.
С учетом того, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части признания недействительными условий кредитного договора, предусматривающих осуществление заемщиком личного страхования с уплатой комиссии за присоединение к договору коллективного страхования жизни, отказ суда в удовлетворении производных исковых требований также является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подключение заемщика к программе личного страхования являлось условием предоставления кредита, а также о том, что текст кредитного договора изготовлен банком на типовом бланке, в связи с чем, истец не имел возможности повлиять на условия кредитования, несостоятельны в силу вышеизложенного.
Ссылки в жалобе на то, что истец был лишен права выбора страховой компании, либо иной программы страхования, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку, несмотря на обеспечение обязательств договором страхования, заемщик от оформления кредитного договора и получения кредита не отказался, возражений против предложенных страховой компанией условий не заявил, иных страховых компаний не предложил.
Доводы истца о том, что им ежегодно осуществляется добровольное страхование жизни и здоровья в страховой компании ООО "Росгосстрах" по программе страхования Фортуна "Семья", также не опровергают правильности обжалуемого решения, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Иные доводы жалобы также не имеют ни правового, ни доказательственного значения по данному делу, не содержат ссылок на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МООП "Защиты прав потребителей", действующей в интересах С.Г., - Е., - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.